Назад к списку

История развития широкоформатной печати



Мы так давно занимаемся широкоформатной печатью, и кажется, будто это самое естественное дело. Нам не просто представить мир, в котором широкоформатной печати нет. Но когда мы смотрим вглубь истории, понимаем, что в раньше людям приходилось справляться без технологий, которые сейчас очевидны. Хотя потребность в изображениях крупного масштаба наши предки испытывали всегда.

 Широкоформатная печать начала времен


 Скальные рисунки древних людей – это довольно громкие высказывания. Наши первобытные родственники были не из тех кто рисовал свои заметки в укромном углу пещеры. Во всяком случае, творчество такого рода до нас не дошло. Зато найдены довольно огромные – и весьма искусные – наскальные рисунки по всему миру. Например, в пещерах Ласко на территории Франции рисунки эпохи позднего палеолита занимают поверхность площадью в 120 м²! Можно твердо констатировать: любое изображение, созданное человеком – это информационное сообщение. Письменность еще не изобрели, но как много ценнейших данных дают нам эти картины, хотя и не сопровождаются пояснительными комментариями. Так, благодаря богатейшим находкам скальной живописи на территории Африки, мы знаем не только о быте людей того времени, но и об экосистеме региона в целом. Нам стало известно, что область Сахары еще сравнительно недавно (по геологическим меркам) не имела ничего общего с пустыней, там обитали разнообразные животные и был вполне приятный климат. 

 Широкоформатная печать до Эпохи Возрождения



 Создание живописи большого формата требовало немало мастерства. Даже с течением времени оно, в принципе, никак не упрощалось. Да, появлялись новые материалы, увеличивалось разнообразие цветов и техник, но изготовление роскошного полотна, которое бы издалека привлекало взгляды миллионов, никогда не было простой задачей, – напротив, оставалось делом уникальным и экстраординарным. Просто так не станешь расписывать целую стену или потолок в своем доме. А вот украсить купол величественного собора – это достаточно почетное и серьезное дело.

 Массовое производство XIX–XX века



 Постепенно европейская цивилизация начала ставить человека на первый план. Повышалось значение торговли, коммерции. Реклама, существовала всегда, но после индустриальной революции она стала частью жизни горожан. Как правило, реклама представляла яркие картинки, которые с развитием печати научились тиражировать. В конце XIX–начале XX века высокого уровня достигло массовое производство рекламных плакатов. В XX веке в рекламе стали использовать фотографию. Впрочем, массовое печатное производство не позволяло еще изготавливать рекламных плакатов и вывесок крупного формата. Однако нужда именно в рекламе значительного размера чувствовалась все острее. Города росли, технологии строительства позволили возводить здания невиданной высоты, по широким автострадам на больших скоростях понеслись потоки машин. В таких условиях наружная реклама в виде скромных афиш обычного печатного формата не очень работала. Приходилось снова обращаться к художникам, которые теперь создавали от руки огромные высокохудожественные панно на стенах домов – муралы – и другие виды рекламы большого формата. О да, муралы – это реклама на века. Если их специально не закрашивать, то они остаются на стенах десятилетиями. До сих пор во многих западных городах на стенах кирпичных домов можно увидеть следы от старых коммерческих надписей, их поэтично называют ghost signs (призрачные знаки). Обратите внимание на эту красоту, когда будете в крупном американском или европейском городе, – обычно это произведения большого мастерства и художественного вкуса. Хотя в Советском союзе рекламы было на порядок меньше, были весьма востребованы агитационные плакаты большого размера: растяжки часто делали печатью по ткани, а за большими панно и афишами снова обращались к художникам. Собственно, некоторые кинотеатры в российской провинции прибегали к талантам местных живописцев для создания афиш еще совсем недавно, мы помним такие творения даже из 90-х годов. 

 Современная широкоформатная печать 

Возникновением широкоформатной печати, как мы понимаем ее сейчас, – с возможностью печатать большими тиражами, на едином полотне и с высоким разрешением, – мы обязаны цифровым технологиям. В начале 1980-х годов стали появляться первые экспериментальные образцы широкоформатных принтеров. Разумеется, по характеристикам они не шли ни в какое сравнение с тем, что мы имеем в своем распоряжении сейчас. Для печати широкого формата, прежде всего, необходимо иметь исходный графический файл очень хорошего качества и разрешения. Компьютеры того времени еще не умели работать с изображениями такого уровня, которые мы сейчас храним тысячами на облачных сервисах и даже не подозреваем, что когда-то их размер мог быть проблемой. Поэтому развитие цифровой печати широкого формата целиком зависело от возможностей компьютеров.

 Самый ранний способ широкоформатной печати назывался электростатическим 

 Самый ранний способ широкоформатной печати назывался электростатическим, позднее он был вытеснен струйной печатью, – методом, который был разработан совместно компаниями HP и Canon. Особенностью технологии такой печати – помимо возможности компьютерного масштабирования изображений и прочих невиданных преимуществ цифрового оборудования – стала печать на рулонных материалах. Обычно такой тип полиграфии называется рулонной или планшетной печатью в зависимости от того, каким образом материал подается на печать: либо рулон разворачивается в принтере по мере печати, либо материал располагается на специальном планшете, который перемещается под матрицей печатающей головки. Разумеется, огромным толчком для развития этой индустрии стало то, с каким энтузиазмом она стала применяться для изготовления наружной рекламы. Стоит ли говорить о том, насколько вообще производство рекламы стимулирует к интенсивному развитию огромное количество технологий, которых, не будь рекламы, может, и вовсе бы не существовало! Помимо баннеров и панно наружной рекламы широкоформатная печать сейчас используется – в зависимости от выбранных материалов – в сценических декорациях, при оформлении выставок и прочих культурных мероприятий, для изготовления экранов презентаций, в интерьерном дизайне (например, при производстве бесшовных обоев и настенных панно), в оформлении грузового и пассажирского транспорта – и в любых других отраслях, где только могут потребоваться крупные изображения.